КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ВОДА»
Автор-составитель: воспитатель ГБДОУ д/с № 72 Гогина Светлана Федоровна
Тема работы: «Знакомство дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с водой, как одним из важных факторов жизни».
Цель:
- Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека и всего живого и не живого на Земле;
- Обогатить представления детей о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года, в разном состоянии, получить представления о природных водоемах;
- Научить детей бережному отношению к воде.
В работе раскрытие темы проходит на основе принципа от близкого к сложному – вода и ее модификации, с которыми дети сталкиваются повседневно до круговорота воды в природе и значении ее для жизни на Земле.
Разработана система работы со старшей до подготовительной группы.
Комплексно тематический план состоит из трех циклов:
- «Вода вокруг нас»;
- «Вода в природе»;
- «Вода и живые организмы».
В результате этой работы дети стали интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире, принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Формируется целостность картины мира, расширяется кругозор, получают представления о том, что в природе все взаимосвязано. Дети используют вербальные и невербальные средства общения, умеют договариваться, обмениваться впечатлениями и своими знаниями. Способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Могут самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения поставленных задач, вносить собственные замыслы и воплощать их. Данная работа способствует формированию умений и навыков, необходимых для осуществления различных видов детской деятельности. Они знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (бережно относятся к окружающей природе и в частности к воде).
Месяц |
Тема занятия |
Содержание |
Старшая группа |
Сентябрь |
Почему на карте много синего цвета – моря и океаны |
Земля – «голубая планета».
Моря и океаны самые большие водоемы.
Что мы знаем о морской воде.
Обитатели морей и океанов. |
Октябрь |
Источники воды на Земле |
Виды природных водоемов.
Вода – источник жизни.
Бережное отношение к воде. |
Ноябрь |
Что такое туман |
Откуда берется в воздухе водяной пар?
Почему высыхают лужи после дождя?
Как образуется роса? |
Декабрь |
Когда вода бывает твердой |
Замерзание воды.
Вода в твердом состоянии (лед, град, иней, узоры на стеклах, снег) |
Январь |
Откуда в дом вода пришла |
Водопровод.
Питьевая и техническая вода.
Очистные сооружения.
Экономия воды. |
Февраль |
Когда вода в опасности |
Водоемы – это живой организм.
Изменение воды связано с деятельностью человека.
Загрязняя водоемы люди вредят сами себе. |
Март |
|
|
Апрель
|
Круговорот воды в природе |
Что такое круговорот воды в природе.
Испарение воды с поверхности водоемов.
Куда движется пар.
Что такое облака и тучи.
Что переносят облака.
Как образуются дожди. |
май |
Путешествие капельки – викторина. |
Обобщение полученных знаний о воде. |
Подготовительная группа |
октябрь |
Вода на Земле -
куда течет ручей |
Что такое вода.
Природные водоемы.
Осадки.
Растения и вода.
Животные и вода. |
ноябрь |
Когда вода опасна |
Осадки.
Водная стихия.
Правила безопасности. Защита от воды. |
декабрь |
Вода и твоя жизнь |
Вода и жизнь.
Вода внутри нас.
Как вода попадает в наш организм и как выводится.
Недомогание и вода.
Вода и спорт.
Береги себя. |
январь |
Вода в твоем доме. |
Водопровод.
Канализация.
Отопление. Очистка воды.
Гигиена (умывание мытье, уборка, стирка,
экономия).
Приготовление пищи. |
февраль |
Как вода работает для человека |
Транспортные артерии. ГЭС.
Вода в промышленности (пищевой, медицинской, транспорте …)
Вода в городе и деревне. |
март |
Вода в Санкт-Петербурге |
Водоканал.
Музей воды.
Реки и каналы.
Фонтаны. |
апрель |
Почему нужно беречь воду.
|
Пресная вода. Соленая вода.
Очистка и обеззараживание воды.
Правила поведения в природе (бережное отношение к воде, экономия)
|
май |
Викторина: «Что ты знаешь о воде» |
Обобщение полученных знаний о воде. |