ГБДОУЦРР -  детский сад №72

 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Михайловская Елена Константиновна

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕБУСОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В РЕЧЕВЫХ ГРУППАХ

 С ДИАГНОЗОМ  ТНР ОНР

ПЛАН:

1.      Актуальность

2.      Результаты работы

3.      Система работы

3.1   Знаки ребусов

3.2   Группа ребусов

3.3   Методика работы в подготовительной группе

3.4   Использование ребусов

4.      Анализ последних 3 х лет работы.

5.      Выводы

Приложение.

1.      Список литературы

2.      Подборка ребусов

3.      Конспект открытого занятия

4.      Работы  детей

5.      Планирование

1.       Актуальность.

Коррекционный аспект воспитания дошкольников с различными видами речевых нарушений

является составной частью  воспитательно – образовательной системы специальных групп детского сада. Логопедическое  коррекционное – педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей,  на предупреждение возможных трудностей в процессе обучения в школе. Это подготовка к обучению грамоте, профилактика дизграфии, формирование психических функций (внимание, памяти и мышления), совершенствование познавательных процессов. Учить  играя, использовать  разные приемы обучения, не утомляя ребенка, а развивая его  интерес -  мой главный принцип. Поэтому много  лет  я занимаюсь совершенствованием  содержания методик обучения  и развития детей с речевой патологией.

             Одним из направлений моей  логопедической работы является использование ребусов.

             Ребус (от латинского «использование вещей») принято называть изображение с какого  - либо слова  или целого предложения с помощью рисунков, букв, цифр, знаков. Ребус сразу не прочтешь, - его нужно расшифровать. Следовательно, он – головоломка, требующая для своей разгадки сообразительности, фантазии, логики, мышления, что представляется актуальным для детей с речевой патологией.  Работа с ребусами позволяет расширять активный словарь детей, воспитывать интерес  к  слову , развивать  фонематический слух,  внимание и память, закрепляет оптико – пространственные представления.

           В моей работе представлен  шестилетний  опыт работы  использования ребусов в коррекционной работе с детьми в речевых группах.

            В течение  шести лет я занималась с группами детей 5 -7 лет, с различной  патологией ( ТНР ОНР).  Дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включались в разгадывание ребусов, наблюдая как происходят  превращение слов, а позднее и сами пытались придумывать ребус.  С некоторыми из них проводилась только индивидуальная работа, т.к. в подгруппах их восприятие затруднялось, с другими работала по опережающему развитию.

        К  концу обучения в группе детского сада мои дети  могли  разгадывать и составлять ребусы.

2.       Результаты работы.

Результаты моего поиска в обогащении содержания методик обучения и развития детей с нарушениями речи обобщены в данной работе.

Мною разработана система  работы по обучению детей разгадыванию ребусов, которая включает:

·       Правила, при  решении и составлению ребусов для детей

·       Классификацию ребусов по принципу их составления

·       План поэтапной работы над  ребусами

·       Подборку ребусов по лексическим темам

·       Подборку ребусов по грамматическим темам

·       Подборку ребусов  для использования их на занятиях по математике, развитию речи, музыкальных.

 

3.Система работы.

Прежде, чем начать работу с ребусами,  я выделила знаки, которыми пользуются при составлении ребусов.

 

Знаки ребусов

·        Апостроф  (похожа на  крупную запятую).  Если справа или слева от рисунка стоят один или два апострофа, надо отбросить в начале или конце слова один или два звука

·        Перечеркнутая  буква  около изображенного предмета  означает, что эту букву читать нельзя.  И если рядом  написана другая, то в названии она читается вместо перечеркнутой.

·        Те слова,  которые напоминают предлоги  (в, на, за, под, …) в ребусах показаны расположением букв.

·         Букву, которая составлена  из другой буквы  надо читать с предлогом «из».

·        Если часть слова напоминает имя числительное, то её можно изобразить цифрой.

              Разгадывание  ребусов, а тем более их  составление, работа сложная, хотя и очень интересная. Поэтому для детей  - дошкольников подбираются более простые ребусы.

Группы ребусов

Чтобы легче научить детей расшифровывать ребусы  я их сгруппировала по  принципу составления.

1 группа: Зашифрованное слово в ребусах состоит из начальных звуков других слов, которые подсказывают рисунки.  СОБАКА  АПЕЛЬСИН ДОМ (САД)

2 группа: Изображение предмета перевернуто. Это значит, что слово нужно читать наоборот, то есть справа налево.  КОТ – ТОК, НОС – СОН.

3 группа:  В ребусах используются «запятые». Забирается такое количество звуков из слова, изображенного рисунком, сколько запятых ставится справа или слева.

4 группа: Между буквами знак «=». Это значит, что мы в первую букву  заменили на вторую букву.  У = О

5 группа: К  изображению предмета добавляется буква.

6 группа: Используются числительные. Если часть слова напоминает числительное, то ее изображаем цифрой.  40 А (сорока).

7 группа: В ребусах используются предлоги, которые наглядно указывают на отношения.

В (одно внутри другого)

НА (одно на другом)

ПОД (одно под другим)

ЗА (одно за другим) и так далее.

 

Методика   работы  в подготовительной  группе с  диагнозом ТНР ОНР.

Для работы с ребусами требуются маленькие блокноты на каждого ребенка, в которые они будут записывать ребусы.  В дальнейшем  ребусы будут записываться в коррекционную тетрадь.

Начинать работу над ребусами можно только в конце первого периода обучения (ноябрь), когда

дети усвоили термины: звук, буква, слово. Научились выделять начальный звук в  слове, анализировать трехзвучные слова, познакомились с первыми буквами.

 У них формируется навык слогового чтения и чтение слов типа СОМ, КИТ… Именно сейчас  их можно познакомить с первыми ребусами.

1 группа: Детям предлагается так подобрать слова, чтобы из их начальных букв сложилось слово. Например: САМОЛЕТ - ОБЛАКО - КАРАНДАШ  (СОК).

2 Группа: Дети умеют читать простые слова и знают, что читать их нужно слева на право. А в этой группе ребусов с перевернутым рисунком наоборот.

Например: НОС – СОН.

3 группа:  (с «запятыми») Даются задания: попробуй произнести слово без первого звука, без последнего.

Например:  , ШУТКА (  УТКА), РУКАВ , (РУКА) и сразу же изображаем предмет или печатаем слово и вводим  «запятую» . Следующей можно давать сразу.

4 группа: Где к изображению предмета добавляется буква, т.к. это задача противоположная предыдущей, дети  должны поставить такую букву к рисунку, чтобы получилось новое слово. Даются наводящие вопросы Например: какую нужно добавить букву, чтобы

Получилось слово – профессия. РЫБА +К = РЫБАК.

·        В проекте программы во втором периоде обучения (декабрь - февраль)  в разделе «Азбука»

планируется работа над преобразованием слов (СУП - СУК), 

·        добавлением пропущенных букв (МИ…..КА);

·        В разделе связной речи  - изучение предлогов.

Именно в этот период детям предлагается пятая группа ребусов.

5 группа: Зачеркнутая буква рядом с рисунком заменяется новой.  Предварительно проводятся игровые задания: «Буква заблудилась», «Буква потерялась».

Например: В слове «КИТ»  потерялась «И» . А что произойдет, если мы заменим ее другой буквой, например «О»? Новое слово – «КОТ». Вот и получился ребус.

6 группа: Знакомя детей на занятиях с цифрами и числами, можно обратить их внимание на то, что в некоторых словах части их напоминают числа, которые можно заменить цифрой. А это уже ребус.

Например: «7 Я» (СЕМЬЯ). И, наконец,

7 группа:  Работая над связной речью,  логопед  знакомит детей с предлогами.  Чтобы работа была разнообразной, можно попробовать объяснять их значение с помощью ребусов. Это дает возможность закрепить представления детей о предлогах.

 Например: предлог «В» - одно внутри другого. Подбираются слова,  части которых имеют эту букву:

ВОВА       В   О    ВА             ВА

ВОЛК       В   О    ЛК             ЛК

Подобная работа проводится и со словами, имеющими части, похожие на предлоги «ЗА», «НА», «ИЗ»,  «ПОД», и т.д.

 

3 период обучения.

Предполагает  проведение занимательных игр и упражнений в определении звукового состава слова (март - май).

 Именно в этот период дети разгадывают разнообразные ребусы,  сами пробуют их придумывать.

В этом проявляется их творчество.

Использование ребусов в различных видах речевой деятельности.

Использовать ребусы можно в различных видах речевой деятельности. Это вносит разнообразие в

занятие, дает возможность поиграть и пофантазировать.

 

Например:  в работе по автоматизации звуков, при изучении букв, предлогов, при знакомстве с

числами, в работе над лексическими темами подбираются ребусы, которые позволяют закрепить знания детей. (см. приложение – «Подборка ребусов»)

             Обучение детей решению ребусов проводилось по приведенному ниже плану работы в подготовительной группе с диагнозом ТНР ОНР. (Приложение).

 

4.       Анализ работы.

В процессе работы по  данной теме мною были сделаны следующие важные наблюдения и уточнения.

·        Работа с ребусами требует  подготовительного периода, в который  у детей должны быть сформированы такие важные ВПФ, как внимание и память, мыслительные операции сравнения (сходства и различия),  оптико  -  пространственные представления;  ребенок должен усвоить  работу по фонематическому анализу после пяти лет;  сложные – места звука в слове, последовательность звуков, их количество: после шести лет.)

·       Подготовительный период в группах с диагнозом ОНР, более длительный.

·       Начинать  работу по фонематическому  анализу только с теми звуками, которые ребенок произносит правильно и, прежде всего с освоения слухопроизносительной  дифференциации фонем. Например: УСЫ – УШИ, а заканчивать формированием смыслоразличительной функции фонем, которая освоена на познавательной деятельности. Например: РАК – ЛАК.

·       В подготовительный период необходимо вводить работу по дифференциации оппозиционных звуков. Например: П - Б, Т - Д, К - Г.  Здесь  подбирается слова – паронимы, которые сравниваются сначала по смыслу, затем по звуковому составу и далее вводятся в предложения с сознательными ошибками (заменой семантики).

·       В самой работе с ребусами нужно, чтобы дети   четко  усвоили  вид (группу) ребуса на нескольких примерах.

Сначала логопед показывает ребус, объясняет, как он разгадывается, затем дети сами пытаются разгадать ребусы этой группы, а дальше  логопед  предлагает детям самим составить ребус определенного слова.

Например:

а) Фонематический анализ слов  «СОК», и «СУК».

б) Разгадывание ребуса О = У  (СУК.

в) Разгадывание пробных ребусов.  Например О = Ы

г) Самостоятельное составление ребуса  слова КИТ с использованием  рисунка, обозначающего слово КОТ  О = И

·        Работа над ребусами  проводится  с учетом  индивидуальных особенностей развития детей.  Более сообразительным детям предлагается разгадывать усложненные ребусы.

Например: разгадать ребус слова, в котором использованы разные  «ребусные группы»  либо ребусы  -  фразы.

Таким детям   нужно чаще  предлагать самим представлять ребусы определенного слова, предварительно

Уточняя, чем нужно воспользоваться, анализируя слово.

Более слабым детям чаще предлагать разгадывать ребусы, причем,  только определенной группы.

Сравните: два ребуса слова «учитель».

а) УЧИТ         б) ЧИТ

 Очевидно, что ребус

а) простой и его смогут разгадать слабые дети, тогда как ребус   б) для сообразительных.

 

5 .  Выводы:

Анализируя работу, можно сделать  вывод , что «ребус»  -  своего рода тест, помогающий выявить

пробелы в усвоении знаний детьми. И если ребенок  все еще внимателен, плохо слышит и дифференцирует звуки, если он не запоминает  зрительный образ буквы – он будет долго думать над ребусом, который станет лакмусовой бумагой, подсказывающей логопеду, что нужно обратить внимание на этого малыша.

Продолжая работу по данной теме, убеждаюсь вновь и вновь, что она интересная и важная. Дети

любят разгадывать ребусы, любят их составлять и получают от этого большое удовольствие.

Работа долгая, кропотливая, систематическая, но она заставляет ребенка учиться думать, дает пищу для фантазии.  А это очень важно.

Дата последнего обновления страницы 19.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения