ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕБУСОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В РЕЧЕВЫХ ГРУППАХ
С ДИАГНОЗОМ ТНР ОНР
ПЛАН:
1. Актуальность
2. Результаты работы
3. Система работы
3.1 Знаки ребусов
3.2 Группа ребусов
3.3 Методика работы в подготовительной группе
3.4 Использование ребусов
4. Анализ последних 3 х лет работы.
5. Выводы
Приложение.
1. Список литературы
2. Подборка ребусов
3. Конспект открытого занятия
4. Работы детей
5. Планирование
1. Актуальность.
Коррекционный аспект воспитания дошкольников с различными видами речевых нарушений
является составной частью воспитательно – образовательной системы специальных групп детского сада. Логопедическое коррекционное – педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, на предупреждение возможных трудностей в процессе обучения в школе. Это подготовка к обучению грамоте, профилактика дизграфии, формирование психических функций (внимание, памяти и мышления), совершенствование познавательных процессов. Учить играя, использовать разные приемы обучения, не утомляя ребенка, а развивая его интерес - мой главный принцип. Поэтому много лет я занимаюсь совершенствованием содержания методик обучения и развития детей с речевой патологией.
Одним из направлений моей логопедической работы является использование ребусов.
Ребус (от латинского «использование вещей») принято называть изображение с какого - либо слова или целого предложения с помощью рисунков, букв, цифр, знаков. Ребус сразу не прочтешь, - его нужно расшифровать. Следовательно, он – головоломка, требующая для своей разгадки сообразительности, фантазии, логики, мышления, что представляется актуальным для детей с речевой патологией. Работа с ребусами позволяет расширять активный словарь детей, воспитывать интерес к слову , развивать фонематический слух, внимание и память, закрепляет оптико – пространственные представления.
В моей работе представлен шестилетний опыт работы использования ребусов в коррекционной работе с детьми в речевых группах.
В течение шести лет я занималась с группами детей 5 -7 лет, с различной патологией ( ТНР ОНР). Дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включались в разгадывание ребусов, наблюдая как происходят превращение слов, а позднее и сами пытались придумывать ребус. С некоторыми из них проводилась только индивидуальная работа, т.к. в подгруппах их восприятие затруднялось, с другими работала по опережающему развитию.
К концу обучения в группе детского сада мои дети могли разгадывать и составлять ребусы.
2. Результаты работы.
Результаты моего поиска в обогащении содержания методик обучения и развития детей с нарушениями речи обобщены в данной работе.
Мною разработана система работы по обучению детей разгадыванию ребусов, которая включает:
· Правила, при решении и составлению ребусов для детей
· Классификацию ребусов по принципу их составления
· План поэтапной работы над ребусами
· Подборку ребусов по лексическим темам
· Подборку ребусов по грамматическим темам
· Подборку ребусов для использования их на занятиях по математике, развитию речи, музыкальных.
3.Система работы.
Прежде, чем начать работу с ребусами, я выделила знаки, которыми пользуются при составлении ребусов.
Знаки ребусов
· Апостроф (похожа на крупную запятую). Если справа или слева от рисунка стоят один или два апострофа, надо отбросить в начале или конце слова один или два звука
· Перечеркнутая буква около изображенного предмета означает, что эту букву читать нельзя. И если рядом написана другая, то в названии она читается вместо перечеркнутой.
· Те слова, которые напоминают предлоги (в, на, за, под, …) в ребусах показаны расположением букв.
· Букву, которая составлена из другой буквы надо читать с предлогом «из».
· Если часть слова напоминает имя числительное, то её можно изобразить цифрой.
Разгадывание ребусов, а тем более их составление, работа сложная, хотя и очень интересная. Поэтому для детей - дошкольников подбираются более простые ребусы.
Группы ребусов
Чтобы легче научить детей расшифровывать ребусы я их сгруппировала по принципу составления.
1 группа: Зашифрованное слово в ребусах состоит из начальных звуков других слов, которые подсказывают рисунки. СОБАКА АПЕЛЬСИН ДОМ (САД)
2 группа: Изображение предмета перевернуто. Это значит, что слово нужно читать наоборот, то есть справа налево. КОТ – ТОК, НОС – СОН.
3 группа: В ребусах используются «запятые». Забирается такое количество звуков из слова, изображенного рисунком, сколько запятых ставится справа или слева.
4 группа: Между буквами знак «=». Это значит, что мы в первую букву заменили на вторую букву. У = О
5 группа: К изображению предмета добавляется буква.
6 группа: Используются числительные. Если часть слова напоминает числительное, то ее изображаем цифрой. 40 А (сорока).
7 группа: В ребусах используются предлоги, которые наглядно указывают на отношения.
В (одно внутри другого)
НА (одно на другом)
ПОД (одно под другим)
ЗА (одно за другим) и так далее.
Методика работы в подготовительной группе с диагнозом ТНР ОНР.
Для работы с ребусами требуются маленькие блокноты на каждого ребенка, в которые они будут записывать ребусы. В дальнейшем ребусы будут записываться в коррекционную тетрадь.
Начинать работу над ребусами можно только в конце первого периода обучения (ноябрь), когда
дети усвоили термины: звук, буква, слово. Научились выделять начальный звук в слове, анализировать трехзвучные слова, познакомились с первыми буквами.
У них формируется навык слогового чтения и чтение слов типа СОМ, КИТ… Именно сейчас их можно познакомить с первыми ребусами.
1 группа: Детям предлагается так подобрать слова, чтобы из их начальных букв сложилось слово. Например: САМОЛЕТ - ОБЛАКО - КАРАНДАШ (СОК).
2 Группа: Дети умеют читать простые слова и знают, что читать их нужно слева на право. А в этой группе ребусов с перевернутым рисунком наоборот.
Например: НОС – СОН.
3 группа: (с «запятыми») Даются задания: попробуй произнести слово без первого звука, без последнего.
Например: , ШУТКА ( УТКА), РУКАВ , (РУКА) и сразу же изображаем предмет или печатаем слово и вводим «запятую» . Следующей можно давать сразу.
4 группа: Где к изображению предмета добавляется буква, т.к. это задача противоположная предыдущей, дети должны поставить такую букву к рисунку, чтобы получилось новое слово. Даются наводящие вопросы Например: какую нужно добавить букву, чтобы
Получилось слово – профессия. РЫБА +К = РЫБАК.
· В проекте программы во втором периоде обучения (декабрь - февраль) в разделе «Азбука»
планируется работа над преобразованием слов (СУП - СУК),
· добавлением пропущенных букв (МИ…..КА);
· В разделе связной речи - изучение предлогов.
Именно в этот период детям предлагается пятая группа ребусов.
5 группа: Зачеркнутая буква рядом с рисунком заменяется новой. Предварительно проводятся игровые задания: «Буква заблудилась», «Буква потерялась».
Например: В слове «КИТ» потерялась «И» . А что произойдет, если мы заменим ее другой буквой, например «О»? Новое слово – «КОТ». Вот и получился ребус.
6 группа: Знакомя детей на занятиях с цифрами и числами, можно обратить их внимание на то, что в некоторых словах части их напоминают числа, которые можно заменить цифрой. А это уже ребус.
Например: «7 Я» (СЕМЬЯ). И, наконец,
7 группа: Работая над связной речью, логопед знакомит детей с предлогами. Чтобы работа была разнообразной, можно попробовать объяснять их значение с помощью ребусов. Это дает возможность закрепить представления детей о предлогах.
Например: предлог «В» - одно внутри другого. Подбираются слова, части которых имеют эту букву:
ВОВА В О ВА ВА
ВОЛК В О ЛК ЛК
Подобная работа проводится и со словами, имеющими части, похожие на предлоги «ЗА», «НА», «ИЗ», «ПОД», и т.д.
3 период обучения.
Предполагает проведение занимательных игр и упражнений в определении звукового состава слова (март - май).
Именно в этот период дети разгадывают разнообразные ребусы, сами пробуют их придумывать.
В этом проявляется их творчество.
Использование ребусов в различных видах речевой деятельности.
Использовать ребусы можно в различных видах речевой деятельности. Это вносит разнообразие в
занятие, дает возможность поиграть и пофантазировать.
Например: в работе по автоматизации звуков, при изучении букв, предлогов, при знакомстве с
числами, в работе над лексическими темами подбираются ребусы, которые позволяют закрепить знания детей. (см. приложение – «Подборка ребусов»)
Обучение детей решению ребусов проводилось по приведенному ниже плану работы в подготовительной группе с диагнозом ТНР ОНР. (Приложение).
4. Анализ работы.
В процессе работы по данной теме мною были сделаны следующие важные наблюдения и уточнения.
· Работа с ребусами требует подготовительного периода, в который у детей должны быть сформированы такие важные ВПФ, как внимание и память, мыслительные операции сравнения (сходства и различия), оптико - пространственные представления; ребенок должен усвоить работу по фонематическому анализу после пяти лет; сложные – места звука в слове, последовательность звуков, их количество: после шести лет.)
· Подготовительный период в группах с диагнозом ОНР, более длительный.
· Начинать работу по фонематическому анализу только с теми звуками, которые ребенок произносит правильно и, прежде всего с освоения слухопроизносительной дифференциации фонем. Например: УСЫ – УШИ, а заканчивать формированием смыслоразличительной функции фонем, которая освоена на познавательной деятельности. Например: РАК – ЛАК.
· В подготовительный период необходимо вводить работу по дифференциации оппозиционных звуков. Например: П - Б, Т - Д, К - Г. Здесь подбирается слова – паронимы, которые сравниваются сначала по смыслу, затем по звуковому составу и далее вводятся в предложения с сознательными ошибками (заменой семантики).
· В самой работе с ребусами нужно, чтобы дети четко усвоили вид (группу) ребуса на нескольких примерах.
Сначала логопед показывает ребус, объясняет, как он разгадывается, затем дети сами пытаются разгадать ребусы этой группы, а дальше логопед предлагает детям самим составить ребус определенного слова.
Например:
а) Фонематический анализ слов «СОК», и «СУК».
б) Разгадывание ребуса О = У (СУК.
в) Разгадывание пробных ребусов. Например О = Ы
г) Самостоятельное составление ребуса слова КИТ с использованием рисунка, обозначающего слово КОТ О = И
· Работа над ребусами проводится с учетом индивидуальных особенностей развития детей. Более сообразительным детям предлагается разгадывать усложненные ребусы.
Например: разгадать ребус слова, в котором использованы разные «ребусные группы» либо ребусы - фразы.
Таким детям нужно чаще предлагать самим представлять ребусы определенного слова, предварительно
Уточняя, чем нужно воспользоваться, анализируя слово.
Более слабым детям чаще предлагать разгадывать ребусы, причем, только определенной группы.
Сравните: два ребуса слова «учитель».
а) УЧИТ б) ЧИТ
Очевидно, что ребус
а) простой и его смогут разгадать слабые дети, тогда как ребус б) для сообразительных.
5 . Выводы:
Анализируя работу, можно сделать вывод , что «ребус» - своего рода тест, помогающий выявить
пробелы в усвоении знаний детьми. И если ребенок все еще внимателен, плохо слышит и дифференцирует звуки, если он не запоминает зрительный образ буквы – он будет долго думать над ребусом, который станет лакмусовой бумагой, подсказывающей логопеду, что нужно обратить внимание на этого малыша.
Продолжая работу по данной теме, убеждаюсь вновь и вновь, что она интересная и важная. Дети
любят разгадывать ребусы, любят их составлять и получают от этого большое удовольствие.
Работа долгая, кропотливая, систематическая, но она заставляет ребенка учиться думать, дает пищу для фантазии. А это очень важно.